Сертификация автосервиса (СТО) – это оценочная процедура, цель которой – подтвердить высокое качество услуг организации и стабильность их оказания. Предприниматель по своему усмотрению выбирает отечественную или зарубежную систему, в которой будет проводиться проверка соответствия. Данный шаг совершается добровольно, он нужен для повышения конкурентоспособности бизнеса.
Содержание
Для чего организуются сертификационные мероприятия?
СТО – это коммерческая организация, которая предоставляет гражданам и бизнесу услуги по оценке текущего состояния средств транспорта, проведению диагностики, техобслуживания, ремонта. Сертификат соответствия на автосервис не является обязательным документом по законодательству России и ЕАЭС. Предприятия оформляют такой документ добровольно, чтобы получить следующие преимущества:
- Удостоверение качества предоставляемого сервиса с помощью официального документа.
- Привлечение новых клиентов, создание благоприятных условий для открытия новых филиалов, выхода на рынки других регионов.
- Формирование положительного отношения к компании со стороны частных и корпоративных клиентов.
- Возможность стать официальным сервисом крупных автомобильных брендов.
- Повышение шансов на победу в тендерах, конкурсных мероприятиях, на заключение контрактов с коммерческими организациями.
- Рост привлекательности бизнеса для инвесторов.
Оформив сертификат на СТО, предприниматель получает право использовать знак качества в целях рекламы предоставляемого сервиса, продвижения бренда на рынке.
Важно! Добровольная сертификация не заменяет, не отменяет необходимость лицензирования, которое по российскому законодательству обязательно для компаний, занятых ремонтом и техобслуживанием транспортных средств.
Какие критерии оценки соответствия СТО?
Особенность добровольной сертификации заключается в том, что предприятие по своему усмотрению выбирает одну или несколько услуг для подтверждения соответствия. Например, можно проверить следующие сервисы:
- диагностика авто;
- доставка с места ДТП;
- шиномонтаж;
- покраска и полировка;
- ремонт грузовиков и легковых авто;
- техобслуживание;
- мойка;
- отладка мотора;
- ремонт электроники и прочее.
Полный перечень услуг, которые относятся к автомобильному сервису, приведен в группе 45.2 ОКПД2.
В настоящее время в России отсутствуют государственные стандарты (ГОСТ) на услуги автосервиса, которые можно было бы использовать как норматив, эталон для подтверждения соответствия. Чтобы пройти сертификационные мероприятия, компании необходимо создать и утвердить собственный документ, устанавливающий критерии качества работ. Это технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО).
Также в добровольном порядке организация может сертифицировать выстроенную систему менеджмента качества (СМК). Оценку соответствия можно пройти по стандарту ИСО 9001, который посвящен созданию моделей управления в компаниях любых сфер деятельности, или по ГОСТ Р ИСО 16949-2009, который создан с учетом специфики автомобильной отрасли.
Документация для сертификационных процедур
Сертификация услуг автосервиса предполагает, что предприниматель готовит следующую документацию:
- заявление на оценку соответствия;
- скан-копии ИНН и ОГРН;
- сканы уставных документов;
- карточку предприятия с номером банковского счета;
- подробную письменную информацию о специфике деятельности организации, предоставляемом сервисе;
- ТУ или СТО, разработанные на выполняемые виды деятельности;
- документацию, подтверждающую права аренды или собственности на помещения автомобильного сервиса;
- информацию и сведения об используемых технических средствах, запасных частях, материалах и т.д.;
- документальные подтверждения образования и опыта сотрудников и прочее по доп.запросу.
В инициативном порядке предприниматель также вправе предоставить ранее полученные сертификаты, данные исследований удовлетворенности клиентов, итоги экспертных оценок и прочее.
Как строятся сертификационные процедуры?
Сертификация услуг СТО проводится организациями, которые аккредитованы на оценку соответствия в конкретной сфере. Порядок выполнения процедуры регламентирован ГОСТ 54659-2011. Она состоит из следующих этапов:
- Предприниматель выбирает орган для обращения и отправляет заявку.
- Получатель рассматривает заявку, принимает решение о возможности проведения оценочных мероприятий.
- Стороны подписывают договор, где обозначены все условия дальнейшей работы.
- Заявитель предоставляет в аккредитованный орган полный комплект необходимых документов, эксперты проводят их проверку.
- Комиссия экспертов посещает место деятельности заявителя, чтобы проверить материальное и техническое оснащение компании, квалификацию персонала, порядок проведения работ.
- Комиссия заполняет акт с итогами проведенной проверки.
- На основе акта принимается решение о возможности оформления сертификата.
- Уполномоченный орган заполняет, регистрирует и передает клиенту документ.
Сертификация СТО проводится на период 1 или 3 года. Перечень и ход оценочных процедур определяются аккредитованным органом, исходя из особенностей работы организации, наличия / отсутствия нареканий к услугам со стороны заказчиков, государственных контролеров и т.д.
Остаются вопросы? Эксперты сертификационного центра предоставят консультации с разъяснениями и помогут разобраться в нюансах оценочных процедур, пройти проверки.