«Благодарим за качественное выполнение работ по проведению сертификации нашей продукции, за добросовестное отношение и оперативность»
Сертификат Минсвязи
Сертификат Минсвязи (его другие названия – «Сертификат соответствия в системе «Связь»» или «ССС») – это официальный разрешительный документ, который оформляется на проводные и беспроводные устройства связи, подключаемые к сетям общего пользования. В ходе оценочных мероприятий проверяется, отвечает ли само оборудование установленным законодательно нормативам и требованиям, также проводится анализ производственного процесса.
Содержание
Для каких изделий необходим ССС?
Требование об обязательной оценке соответствия средств связи перед выпуском в продажу установлено федеральным законом №126 от 07.07.03 г. В настоящее время это правило распространяется более чем на 200 наименований технических средств. Точный их перечень приводится в Постановлении Правительства №532 от 25.06.09 г. В него входят:
- международные, междугородние и местные телефонные станции;
- оборудование для обслуживания телефонных вызовов с помощью телефонистов;
- оборудование телеграфной связи;
- коммутационные устройства;
- оборудование для приема экстренных вызовов;
- средства связи с функциями цифровых транспортных систем;
- системы управления сетями электросвязи;
- системы расчетов и устройства для учета продолжительности соединения;
- радиоэлектронные средства связи (базовые станции, земные станции, оборудование для теле- и радиовещания);
- программное обеспечение, которое используется при проведении розыскных мероприятий;
- оборудование, которое способно привести к нарушению сетей связи общего пользования, и т.д.
В ст. 41 126-ФЗ прописано, что обязательная сертификация предусмотрена для средств связи, которые подключаются к сетям общего пользования либо напрямую, либо опосредованно (через технологические сети).
Если устройства не упомянуты в ПП №532, но являются конечными абонентскими устройствами, для них предусмотрено обязательное декларирование.
Особенности оформления ССС
Процесс сертификации в рамках 126-ФЗ имеет следующие характерные особенности.
- С заявкой на проведение оценки соответствия вправе обратиться российская или иностранная компания, ИП. Это может быть производитель техники, его представитель или поставщик.
- Сертификационные процедуры включают три элемента: анализ документации заявителя, лабораторные испытания, инспекцию производства.
- Сертификат оформляется на продукцию, выпускаемую серийно (на срок в 1 или 3 года), или на одну поставку товара.
- В ст. 42 126-ФЗ прописано, что срок проведения оценочных мероприятий не может превышать 30 дней.
- ССС не является единственным разрешительным документом, оформляемым для старта коммерческой деятельности в ЕАЭС. Дополнительно могут потребоваться сертификаты или декларации по ТР ТС 004/2011, 020/2011, 037/2016, нотификация ФСБ, заключение РЧЦ и т.д.
За работу на рынке без оформления обязательных документов для компаний и ИП предусмотрена административная ответственность, которая включает наложение штрафных санкций и конфискацию техники, произведенной с нарушениями установленных стандартов безопасности.
Какая документация нужна для сертификации?
Для получения помощи в прохождении оценочных процедур предприниматель должен предоставить пакет документов. В него входит:
- заполненная заявка;
- копии свидетельств о госрегистрации фирмы или ИП, о постановке на налоговый учет;
- подробное техническое описание устройств на русском языке с указанием технических параметров;
- информационное письмо от изготовителя, в котором содержится описание производственной технологии, сведения о массе и размерах приборов;
- фотографии изделий;
- заключение РЧЦ (если необходимо в конкретном случае);
- сертификаты или декларации, которые требуются на товар согласно законодательству РФ и ЕАЭС.
Точный перечень необходимой документации составляется экспертами в каждом случае индивидуально, с учетом специфики бизнеса и поставляемого оборудования.
В каком порядке строится оценка соответствия?
В 126-ФЗ прописано, что инициировать оценочные процедуры вправе производитель или продавец. Сертификационные мероприятия строятся по следующему алгоритму:
- Производитель или поставщик оборудования обращается с заявкой.
- Эксперты анализируют обращение клиента, определяют, какая форма оценки нужна в конкретном случае, согласовывают с предпринимателем порядок и условия дальнейшей работы.
- Заявитель собирает и предоставляет пакет запрошенной документации.
- Сотрудники ЦС организуют отбор образцов продукции и их испытания в аккредитованной лаборатории. Проверке подлежит электромагнитная совместимость изделий, отсутствие источников радиопомех, эксплуатационная готовность радиочастотного спектра, качество сигнала и т.д. Выявленные характеристики фиксируются в протоколах испытаний. По результатам проведенных экспертиз оформляется заключение о соответствии товаров нормативным требованиям.
- Организация инспекции производства, которая включает контроль технологических процессов и проверку условий выпуска товара.
- На основании проведенных проверок принимается решение о возможности выдачи ССС. Документ предоставляется заявителю на бумажном носителе, сведения о предпринимателе вносятся в единый реестр Россвязи.
На упаковку сертифицированного оборудования наносятся специальные знаки соответствия. Обязательно составляется график инспекционного контроля, который, согласно требованиям 126-ФЗ, должен проводиться ежегодно.
Установлено, что держатель сертификата обязан обеспечить соответствие средств связи и системы управления качеством на предприятии требованиям той нормативной документации, на соответствие которой проводилась проверка. В случае выявление несоответствий предприятию необходимо устранить их за свой счет.
Подробнее о сертификации Минсвязи вы можете узнать на консультации у специалистов центра «СПБ ЦСМ».