Мебельная продукция пользуется высоким спросом, что создает оптимальные условия для начинающих предпринимателей и стимулирует ведущие фабрики расширять свой ассортимент. Однако не следует забывать об оценке соответствия продукции требованиям безопасности перед выпуском в оборот, которая проводится в двух формах:
- обязательная сертификация мебели для детей;
- обязательное декларирование – для остальных товарных позиций.
Своевременное проведение процедуры и наличие разрешительных документов позволяет вести беспрепятственный и законный бизнес в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), исключить недоразумения, которые могут возникнуть с контролирующими органами в случае отсутствия разрешений.
Содержание
Требования действующего законодательства
Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает требования безопасности, регламентирует производство и выпуск товара в обращение, является ТР ТС 025/2012. В соответствии с этим техническим регламентом о безопасности мебельной продукции, на подконтрольные объекты оформляются следующие разрешительные документы:
- декларация;
- сертификат.
Выбор формы обязательной оценки соответствия, а, соответственно, и вид разрешительного документа осуществляется, исходя из эксплуатационного, функционального назначения изделий, после идентификации заявленных товаров и определения кода ТН ВЭД.
Также ТР ТС 025/2012 определяется порядок проведения оценки, схемы проведения процедуры для серийного выпуска или партии товара, список необходимой доказательной базы, основные нормы безопасности, правила маркировки, транспортировки, хранения и утилизации товаров.
В соответствии с законодательством РФ, реализация мебельной продукции без наличия обязательных разрешений (деклараций и сертификатов) приводит к штрафам (до 300 000 рублей), остановке работы фабрики на срок до трех месяцев и конфискации товара.
Стоит знать:
Требования технического регламента не распространяются на предметы мебели:
- медицинского назначения;
- для воздушного, наземного и подземного транспорта;
- антикварные, отреставрированные и Б/У;
- для рекламы, которые представлены в виде образцов для выставки.
Декларирование мебельной продукции
Согласно ТР ТС 025/2012 для большинства изделий, которые предназначены для использования в помещениях жилого, общественного и производственного назначения, предусмотрено декларирование мебели. Под данное требования попадают следующие товары:
- столы – кухонные, журнальные, обеденные, компьютерные;
- стулья и табуреты;
- мягкая мебель – диваны, кресла, пуфы, кушетки, прочее;
- шкафы, включая встроенные системы хранения;
- кровати;
- полки, трюмо, прочие изделия.
Декларация принимается от лица заявителя на основании доказательной базы, которая включает в себя протокол испытаний. Лабораторный отчет составляется по результатам экспертизы типовых образцов продукции. Декларация на мебель заполняется в электронной форме, распечатывается на обычном листе бумаги и заверяется заявителем, который несет полную ответственность за достоверность заявленных сведений. Период действия документа зависит от схемы оценки и не превышает пяти лет.
На какую мебель необходимо оформлять сертификат?
Согласно ТР ТС 025/2012, обязательная сертификация мебели проводится для изделий, которые предназначены для оснащения детских комнат, а также для обустройства дошкольных (ясли, детские сады) и школьных учреждений, в частности к таким предметам относят:
- кроватки;
- столы и парты;
- стулья;
- шкафчики и тумбочки;
- табуреты;
- и другие изделия для детей.
Сертификат также оформляется по результатам лабораторных исследований, в ходе которых определяется соответствие параметров продукции законодательно установленным нормам. Для осуществления оценки заявитель собирает необходимые документы, организует выезд эксперта от органа по сертификации на производство для анализа его состояния и отбора образцов. После чего контрольные образцы товаров передаются в испытательную лабораторию для исследований.
Решение о выдаче сертификата принимается на основании положительного заключения испытательной лаборатории. Сертификат выдается на специальном бланке (строгой отчетности) и содержит следующую информацию:
- наименование, адрес, телефоны и данные об аккредитации органа по сертификации;
- сведения о производителе, заявителе;
- заявленный ассортимент товара с указанием описания, кода по классификатору ТН ВЭД;
- нормативно-правовая база, которой соответствует сертифицируемый объект;
- сведения о протоколе испытаний, экспертизы производства;
- дата оформления документа;
- подписи уполномоченных лиц и печать;
- период действия (до 5 лет) и прочая информация.
Также на детскую продукцию запрашивают экспертное заключение от Роспотребнадзора, которое подтверждает соответствие производимых или импортируемых изделий единым нормам в области гигиены и санитарии.
Требования безопасности
В ходе лабораторных испытаний проверяются такие показатели, как:
- механичная прочность (ударная и статическая);
- санитарно-гигиеническая безопасность;
- соответствие химическим показателям безопасности;
- отсутствие травмоопасных частей;
- надежность используемых креплений;
- пожаробезопасность;
- отсутствие опасных компонентов в составе пропиток, покрытий и лакокрасочных материалов;
- другие критерии.
Полученные результаты отображаются в протоколе, чье положительное заключение выступает основанием для регистрации декларации или сертификата на мебель. Документ хранится у заявителя в течение 10 лет, так как является доказательным материалом.
Правила маркировки мебельных изделий
В соответствии с положениями ТР ТС 025/2012 производитель обязан обеспечить достоверность и читаемость маркировки. Маркировочные сведения должны выключать в себя краткие сведения об изделии (модель, назначение и т.п.), логотип (торговую марку), обозначение страны-производства, контакты производителя, гарантию (срок) и дату изготовления, а также знак евразийского соответствия – «ЕАС».
При маркировке продукции для дошкольных и школьных учреждений используются дополнительные обозначения ростовых номеров, чаще всего с помощью цветных указателей в виде круга, размеры которого составляют не меньше 10 мм, либо горизонтальной полоски 15х10 мм, в частности:
- 6 – голубого;
- 5 — зеленого;
- 4 – красного;
- 3 – желтого;
- 2 – фиолетового;
- 1 – оранжевого;
- 0 – белого;
- 00 – черного цвета.
В том случае, если элементы изделий поставляются в разобранном виде для дальнейшей сборки на месте установки или в точке продаж – маркировочные носители помещаются в упаковку вместе с паспортом и инструкцией по сборке.
Преимущества добровольной сертификации
Процедура осуществляется по желанию заявителя и направлена на получение конкурентных преимуществ на российском рынке. Для этого можно выбрать любую систему добровольной сертификации (СДС) среди тех, которые прошли регистрацию в Росстандарте. Дополнительная сертификация позволяет выделить уникальные свойства и полезные характеристики производимой конструкции.
Также довольно востребованной является пожарная сертификация согласно ФЗ РФ №123, которая позволяет подтвердить такие свойства выпускаемого объекта, как:
- стойкость к нагреву (высокие температуры);
- отсутствие выделения токсичных веществ под воздействием нагрева;
- минимальный уровень дымообразования;
- минимальная скорость распространения пламени по поверхности;
- прочие параметры.
Преимущества добровольной сертификации это:
- эффективный поиск новых каналов продаж, включая крупные торговые сети;
- демонстрация качества товара для покупателей и новых деловых партнеров;
- создание привлекательного инвестиционного климата в компании;
- формирование пакета документации для успешного участия в частных тендерах и госзакупках;
- использование специальной престижной маркировки;
- создание имиджа надежного производителя;
- повышение уровня доверия среди контрагентов, а также покупателей, другое.
Что потребуется для проверки?
- заявление установленного образца;
- документы на организацию – копии устава/договора учредительного, сканы свидетельств ОГРН и ИНН, а также выписка из реестра ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- описание заявленного ассортимента – наименование, вид, артикул, модификация, назначение, особенности;
- нормативно-техническая документация, которая использовалась в процессе изготовления (ГОСТ или ТУ);
- право собственности или договор аренды на помещения (производственные);
- если имеются – добровольные сертификаты качества, протоколы ранее проведенных экспертиз;
- для импорта – таможенная документация (договор уполномоченного представителя, контракт на поставку, инвойс, спецификация);
- прочее (по запросу).
Специалисты центра «СПБ ЦСМ» окажут содействие в оформлении разрешительных документов для производства и реализации предметов интерьера согласно действующему законодательству ЕАЭС. За консультациями по всем вопросам проведения процедуры обращайтесь по телефону или онлайн на нашем сайте. Консультации бесплатные.