Лайм – это небольшой фрукт, который относится к цитрусовым, круглый или овальный, покрытый плотной светло-зеленой кожицей, с сочной мякотью с характерным лаймовым вкусом и ароматом. Он употребляется в пищу самостоятельно, применяется при изготовлении напитков, соусов, выпечки, холодных и горячих блюд. Чтобы выпустить продукт в оборот в Евразийском союзе (ЕАЭС), предпринимателю нужно документально подтвердить его безопасность.
Содержание
Разрешительная документация на лайм
Фрукты произрастают в Индии, Мексике, странах Ближнего Востока. В зависимости от качества они делятся на 1-й, 2-й и высший сорт. Во всех случаях для законного старта продаж в ЕАЭС предпринимателю необходима декларация соответствия на лайм. Декларирование свежих или сушеных цитрусовых выполняется по таким тех. регламентам, как:
- ТР ТС 021/2011 – базовые стандарты для безопасного производства еды и напитков;
- ТР ТС 022/2011 – маркировка продовольственной продукции;
- ТР ТС 029/2012 – дополнительные требования к пище и напиткам, в рецептуре которых присутствуют пищевые добавки с индексом «Е».
Обязательная оценка предусматривается, в том числе для свежих плодов, которые направляются на дальнейшую переработку. В отношении лаймовой продукции далее также проводится декларирование, при этом в дополнение к перечисленным выше применяются иные ТР ТС. Например, 023/2011 действует для соков и пюре, в которых массовая доля свежих плодов составляет не менее 5%.
Декларирование лаймового варенья, джемов, крема и прочих кулинарных изделий проводится по ТР ТС 021/2011, 022/2011, 029/2012.
Декларация на лайм и продукты его переработки может быть принята на серийное производство (схемы 1д, 3д, сроком до 5 лет) или на определенный объем – одну партию (2д, на срок годности товара).
Если лаймовые продукты питания заявлены изготовителем как выпускаемые специально для детей, для спортивного, лечебного или диетического рациона, то в рамках ТР ТС 021/2011 предусмотрена государственная регистрация (СГР). Безопасность такого ассортимента подтверждается Роспотребнадзором. Предусмотрено оформление СГР, период действия которого равен 5 годам.
Что из документации понадобится для сертификации лайма?
Чтобы провести оценку соответствия цитрусовых, предпринимателю потребуется:
- заявка;
- копии ИНН, ОГРН;
- карточка организации;
- подробные сведения о товаре, код ТН ВЭД;
- пример маркировки;
- образцы для исследований;
- сертификат ХАССП (если имеется).
Если продукция выпускается в России, то необходим нормативно-технический документ (НТД), которым определяются требования к товарам, порядок приемки, оформления этикетки и т.д. Изготовитель может работать по государственному стандарту (например, ГОСТ 34307-2017 – для свежих фруктов). Если имеющиеся ГОСТ не подошли, то производитель составляет и утверждает внутренний свод правил – технические условия (ТУ).
Если продукция импортная, то для оценки серии понадобится договор уполномоченного лица, партии – контракт или счет на приобретение конкретного объема товара. Чтобы провезти в ЕАЭС образцы на испытания, предпринимателю нужно официальное письмо от лаборатории.
Что проверяется в ходе оценки соответствия лайма
Обязательным элементом сертификационных мероприятий являются экспертизы образцов в лаборатории. Проверяются такие органолептические параметры проб, как:
- внешний вид (целость, чистота, влажность, отсутствие повреждений и признаков увядания и т.д.);
- вкус, аромат;
- содержание сока в плодах;
- калибровка по размеру;
- содержание плодов, не отвечающих сортовым признакам.
Проверяются показатели по микробиологии: отсутствие яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших, содержание мезофильных бактерий, БГКП, плесени и т.д. Определяется гигиеническая безопасность: отсутствие тяжелых металлов, пестицидов. Устанавливается содержание радиации.
Для готовых кулинарных изделий дополнительно предусмотрены проверки на срок годности, на определение пищевой ценности.
Данные, которые получает лаборатория, и заключения о безопасности образцов должны быть отражены в протоколе испытаний. На его основе заявитель регистрирует декларацию с внесением в реестр ФСА.
Чтобы легально продавать цитрусовые в ЕАЭС, предприниматель обязан промаркировать каждую упаковку, указав следующие данные:
- название продукта;
- название, адрес производителя;
- его товарный знак (при наличии);
- масса товара в упаковке / число фруктов;
- сорт;
- размер (поперечный диаметр);
- калибр (при необходимости);
- дата сбора урожая и помещения в упаковку;
- срок и условия хранения;
- сведения о наличии ГМО (если присутствует в составе);
- ссылка на ТУ или ГОСТ изготовителя.
Не допускается указание на этикетках сведений, которые могут ввести потребителя в заблуждение. На упаковке обязательно проставляется знак обращения «ЕАС».
Предприятия, которые производят или поставляют на рынок пищевые продукты, обязаны выполнять принципы ХАССП, изложенные в стандарте ИСО 22000. Это подход к управлению, конкретные правила и процедуры, которые позволяют минимизировать выпуск брака.
Добровольное подтверждение качества лаймов
Имея требуемую по законодательству разрешительную документацию, предприниматель вправе приступить к оформлению добровольной документации. Например, сертификат соответствия на лайм позволяет подтвердить, что продукция отвечает тем нормам, которые установил заявитель. Компании и ИП сами определяют, какие именно свойства товара проверяются.
Также можно получить:
- экологический сертификат на лайм;
- сертификат об отсутствии ГМО;
- сертификат «Веган».
Добровольная документация позволяет бренду выделиться в глазах потребителей, которые соблюдают ЗОЖ или придерживаются диеты. Она выдается на период до 3 лет. Сертификация – это способ маркетингового продвижения продукции и наращивания реализации.
Чтобы начать сотрудничество с сетевыми магазинами, оптимизировать работу склада необходимо зарегистрировать штрих-коды на продукцию.
Появились вопросы? Обратитесь в центр сертификации «СПБ ЦСМ» для заказа консультаций и помощи в прохождении всех видов оценочных процедур.