«Благодарим за качественное выполнение работ по проведению сертификации нашей продукции, за добросовестное отношение и оперативность»
Отказные письма
Законодательством ЕАЭС и РФ установлена обязанность сертификации и декларирования не для всех товаров, а только для определенных категорий. Если для продукции отсутствует требование об оценке соответствия перед выпуском в обращение, производитель (поставщик) вправе оформить отказное письмо. Это разъяснительный документ, удостоверяющий третьим лицам, что в конкретном случае проверки проводятся исключительно по личной инициативе предпринимателя.
Содержание
Для каких изделий оформляется письмо?
Оформить ОП можно на все разновидности продукции, которые не упомянуты в сертификационных перечнях, в том числе на:
- строительные материалы;
- плиты из натурального камня;
- крепежные элементы (винты, гвозди, шурупы и т.д.);
- водостоки;
- елочный декор;
- картриджи и бумагу в офис;
- картины и другие элементы декора интерьера;
- зонтики;
- изделия для макияжа (кисти, спонжи и т.д.);
- металлопрокат;
- деревянную посуду;
- урны;
- швейную фурнитуру и т.д.
На практике информационное письмо требуется в том случае, если наименование и идентификационные свойства изделий не дают возможности принять однозначное решение о том, требуется ли сертификат или декларация. По этой причине таможня может остановить товар, а контролирующие инстанции, контрагенты – запретить его продажу. Оформление ОП помогает избежать этих неблагоприятных последствий и быстро решить все спорные вопросы.
Что такое ОП и для каких целей оно оформляется?
Отказное письмо не относится к разрешительной документации и не подтверждает какие-либо свойства и характеристики продукции. Оно удостоверяет, что требование об обязательной оценке изделий не установлено действующими нормативными актами. Документ выдают уполномоченные органами, которые аккредитованы Росстандартом на проведение проверки соответствия в определенной области. Заявку на его получение вправе подать следующие лица:
- изготовители товара;
- законные представители компании;
- поставщики.
ОП выдается после установления кодов ТН ВЭД или ОКПД 2 на изделия, сравнения идентификационных признаков с теми, что указаны в сертификационных списках РФ и ЕАЭС.
Получение ОП – это добровольное решение предпринимателя. Документ необходим, чтобы избежать формальных препятствий при ведении торговли, осуществлении таможенных операций. Он устраняет сомнения и проволочки, возникающие в процессе коммерческой деятельности.
Отказное письмо может быть разных видов:
- Отказное письмо ВНИИС
- Отказное письмо для таможни
- Отказное письмо для торговли
- Отказное письмо от МЧС.
Какие виды ОП оформляются предпринимателями?
Отказное письмо оформляется в том случае, если необходимо уведомить деловых партнеров, государственные органы об отсутствии обязательных требований о сертификации конкретной продукции. ОП выдается для следующих инстанций и получателей.
- Для торговли. Подтверждает оптовым и розничным контрагентам компании или ИП, что данный вид продукции не упомянут в сертификационных списках, поэтому для ее реализации не требуются разрешительные документы.
- Для таможни. Подтверждает, что товар можно ввозить без предварительного оформления декларации, СГР или сертификата. Исключает простои и проволочки при таможенном оформлении грузов.
- Для Роспотребнадзора. Удостоверяет, что выпускать изделия в оптовую или розничную продажу можно без предварительного проведения государственной регистрации.
- Для пожарной инспекции. Помогает разрешить ситуации, когда от фирмы или ИП безосновательно требуют прохождения пожарной сертификации, угрожают наложением штрафов.
- Для тендеров. Подтверждает, что для участия в закупочных процедурах производителю (дистрибьютору) нет необходимости предоставлять разрешительные документы.
Какая информация включается в документ?
В законодательстве РФ и ЕАЭС не содержится официального понятия «отказное письмо», поэтому и форма его бланка не закреплена действующими правовыми актами. Как правило, документ оформляется на обычном листе формата А4 или на официальном бланке аккредитованного центра. В него включается следующая информация:
- наименование, адрес и контакты держателя документа;
- сведения об аккредитованном органе, который оформил ОП;
- наименование, краткое описание продукции;
- коды ТН ВЭД или ОКПД 2;
- выводы о том, подлежат ли изделия сертификации.
ОП заверяется подписями уполномоченных лиц органа и оттиском печати. Количество товаров, которые могут быть в нем упомянуты, не ограничивается. Письмо может быть выдано бессрочно или на 1 год. Во втором случае период действия обязательно указывается в тексте, вместе с другими реквизитами.
Какая документация потребуется для составления ОП?
В целях получения отказного письма заявители предоставляют следующий комплект бумаг:
- заявка от предпринимателя;
- копии регистрационных свидетельств;
- карточка организации с банковскими реквизитами (для заключения договора);
- подробное описание товара, его идентификационных признаков, сферы использования;
- эксплуатационная документация на продукцию;
- техническая документация или поставочный контракт с приложениями (счетами, спецификациями, допсоглашениями и т.д.).
Точный список необходимой документации составляется экспертами для заявителя индивидуально, с учетом специфики конкретной ситуации.
Как проходит выдача ОП?
Процедура оформления отказных писем не регламентирована законодательно. Как правило, она проходит по следующему алгоритму.
- Предприниматель обращается с заявкой.
- Заявитель получает консультации экспертов, согласовывает все нюансы предстоящего взаимодействия.
- Стороны подписывают договор о сотрудничестве.
- Заявитель предоставляет запрошенную экспертами документацию и информацию.
- Эксперты идентифицируют изделия: определяют их признаки, коды ТН ВЭД или ОКПД 2.
- Полученные данные сопоставляются с информацией из сертификационных перечней РФ и ЕАЭС.
- Если по итогам анализа выявляется, что сертификация не требуется, составляется ОП.
Лабораторные экспертизы товара не предусмотрены, работа ограничивается анализом полученной документации. Процесс оформления занимает не более 1-3 дней. Оригинал документа передается предпринимателю с курьером в любую точку РФ.
Остались вопросы? Узнать подробнее об ОП и процессе его получения можно в центре «СПБ ЦСМ».