«Благодарим за качественное выполнение работ по проведению сертификации нашей продукции, за добросовестное отношение и оперативность»
Сертификация услуг розничной торговли
Розничная торговля заключается в продаже продовольственных и промышленных товаров конечным потребителям, т.е. для личного, бытового, семейного пользования. На торговлю в розницу отдельными видами товаров нужна лицензия, тогда как сертификация носит только добровольный характер. Основным нормативным актом, который применяется в этой процедуре, является стандарт ГОСТ Р 57520-2017.
Содержание
Обязательная или добровольная сертификация услуг розничной торговли
Все товары, поставляемые в розницу, должны иметь сертификаты и декларации. Однако сам процесс обслуживания потребителей не нуждается в обязательной оценке соответствия. Все виды услуг в России могут сертифицироваться только в добровольном порядке. Подразумевается, что в проведении такой процедуры должен быть заинтересован сам владелец магазина или иной торговой точки, чтобы привлечь покупателей, увеличить продажи.
Добровольную оценку соответствия может заказать как крупная сеть с множеством магазинов, так и небольшая торговая точка, принадлежащая предпринимателю. Особенности, связанные с разными площадями и количеством персонала, учтены в содержании ГОСТ Р 57520-2017. Разные схемы оценки соответствия предусмотрены для ИП, лично занимающемуся розничными продажами, и для крупных компаний с большими площадями и штатом.
Какие преимущества дает сертификация розничной торговли?
Каждый владелец магазина сам выбирает, нужно ли ему проходить сертификационную процедуру. Однако в условиях жесткой конкуренции с другими продавцами имеет значение любое преимущество. Наличие сертификата дает бизнесу следующие преимущества:
- повышает конкурентоспособность отдельного магазина или всей торговой сети, деловую репутации компании и предпринимателя;
- упрощает процесс лицензирования, получения иных обязательных разрешений через госорганы;
- позволяет ссылаться на результаты проверок в рекламных и маркетинговых акциях;
- позволяет сразу завоевать доверие покупателей при выходе на новые рынки, расширении бизнеса.
Не менее важна сертификация и для самого предприятия торговли. Для прохождения проверки нужно внедрить и использовать положения стандартов ГОСТ, внести изменения в документацию и внутренние процессы. Это положительно скажется на бизнесе, снизит издержки, позволит перейти на современные технологии сервиса, внедрить новое оборудование.
Виды и направления сертификации
Оценка соответствия по ГОСТ Р 57520-2017 проводится исключительно в отношении розничных торговых точек. Кроме того, предприниматели могут использовать другие общераспространенные стандарты и независимые системы сертификации, в том числе:
- подтвердить соответствие на систему менеджмента по ГОСТ ИСО;
- заказать оценку деловой репутации компании;
- пройти сертификацию системы экологического менеджмента;
- подтвердить внедрение и использование стандарта ХАССП, если магазин оказывает дополнительные услуги по производству и отпуску своих продуктов питания.
Никаких ограничений в выборе вариантов сертификации нет. Чем больше проверок пройдет владелец магазина, тем проще ему будет привлекать клиентов и конкурировать с другими торговыми точками.
В содержании ГОСТ Р 57520-2017 предусмотрены три основные схемы оценки соответствия:
- схема № 1 (мастерство исполнителя услуг) – применяется для проверок небольших магазинов, которыми владеют частные предприниматели;
- схема № 2 (процесс оказания услуг) – применяется для проверки продуктовых магазинов с площадью до 1000 кв.м. и промышленных точек с площадью до 2500 кв.м.;
- схема № 4 (организация) – проверяется все предприятие по комплексу техническо-нормативных документов.
Под вариант № 4 подпадают крупные торговые центры, универсамы, универмаги, иные розничные объекты с большой площадью.
Как проходит сертификационная процедура?
Перечень направлений проверки для каждой схемы будет отличаться. Например, для небольшого павильона, которым владеет ИП, по схеме № 1 будет проанализирован уровень подготовки и квалификации сотрудников, в том числе на знание правил торговли. Для крупного предприятия по схеме № 4 будет проверяться:
- состояние материально-сырьевой базы;
- соответствие программного, организационного, технического и иного обеспечения;
- система менеджмента управления и распределения обязанностей;
- внутренняя документация, в том числе размещаемая для общего ознакомления потребителями;
- соблюдение санитарно-гигиенических и иных норм;
- профессионализм, квалификацию, наличие специальных навыков и качеств у персонала;
- ряд иных направлений проверок.
Для прохождения сертификационной процедуры подается заявка в сертификационный центр. По представленной документации выбирается схема оценки соответствия, формируется инспекционная комиссия, утверждается программа мероприятий. Инспекционная комиссия работает с внутренними документами организации и ИП, проводит выборочную проверку результата обслуживания. Также заявитель вправе передать в организацию по сертификации собственные материалы, ранее полученные при контрольных и надзорных мероприятиях госорганов, протоколы, акты, экспертные заключения.
Сертификат выдается на 3 года, а его владелец получает право использовать знак соответствия системы на вывесках, при проведении рекламных акций, на ценниках и этикетках. В период действия разрешительного документа будет проводиться регулярный инспекционный контроль (не реже раза в год). Целью этих мероприятий является проверка, что качество услуг розничной торговли не ухудшилось, соответствует госстандарту. Если будут выявлены замечания и недостатки, действие сертификата может досрочно прекращаться или приостанавливаться.
Подробнее о порядке, сроках и стоимости сертификационных процедур в сфере розницы вы можете узнать у наших специалистов. Звоните, по всем возникшим вопросам консультации бесплатны!
Кому необходимо проходить данную сертификацию?
Обязательная сертификация для физических и юридических лиц, оказывающих населению услуги розничной торговли, не предусмотрена. Поэтому процедуру проходят компании, намеренные получить преимущества, которые предоставляет наличие сертификата. К ним относятся:
- возможность выделиться среди конкурентов;
- использование знака системы в рекламных целях;
- привлечение инвесторов за счет подтверждения своей надежности;
- повышение доверия потребителей и партнеров.
Кроме оценки деятельности на соответствие требованиям стандарта, торговые предприятия добровольно могут пройти сертификацию системы менеджмента качества или подтвердить деловую репутацию.
Какой срок действия сертификата?
Добровольный сертификат о соответствии требованиям, которые предъявляются стандартами, оформляют со сроком действия 3 года.
Кроме оценки по требованиям стандарта, компании проходят сертификацию соответствия действующей системы менеджмента качества. Это может быть ХАССП, обязательная для предприятий, связанных с производством и оборотом пищевой продукции, ИСО 9001, и т.д. Срок действия документов, полученных по результатам прохождения этой процедуры, также составляет 3 года, при условии ежегодного инспекционного контроля.
В случае его отказа от его прохождения или выявления несоответствий требованиям стандарта, документ может быть приостановлен в своем действии или аннулирован.
Какая стоимость оформления сертификата?
Стоимость получения документа определяется индивидуально. Это связано с тем, что на итоговую цену влияет ряд факторов:
- перечень оказываемых услуг, ассортимент реализуемого товара — только розничная торговля или дополнительное оказание услуг общественного питания, организация досуга посетителей;
- структурные особенности компании — количество объектов, которые необходимо оценить при сертификации, их местоположение;
- схема оценки, применимая для заявителя;
- дополнительные услуги, необходимые предпринимателю — подтверждение соответствия реализуемого товара или оборудования планируемого к закупке, получение сертификата на действующую СМК и т.д.